Строительство подземных бункеров производилось ранее только для защиты от ядерных ударов. Такие бункера располагались глубоко под землей, имели мощную бетонную защиту и автономную систему жизнеобеспечения. Возводились они в основном для правящей элиты и высшего офицерского состава армий. Для простых людей строились бомбоубежища для краткосрочного укрытия от воздействия ядерного взрыва.

Сегодняшние реалии таковы, что приходится думать о более тяжелых последствиях, чем локальные ядерные войны.

В преддверии 2012 года только американцы и китайцы озабочены строительством бункеров для выживания рядовых граждан.

В Америке фирма   Vivosуже построила один такой бункер. Это строительство обошлось ей в $10 миллионов. Бункер рассчитан на пребывание под землей 200 человек в течение года. Он выдерживает большие радиационные и динамические нагрузки, а вот пребывание под водой только 500 часов. То есть, если случиться второй потоп, то жителям этого бункера тоже не позавидуешь.

Китайцы строят более вместительный бункер на 20000 человек. Во сколько обойдется это сооружение не известно.

В Германии разработчики бункеров предлагают проекты стоимостью от $80000 до бесконечности.

Но, как мы уже говорили, от всемирного потопа может спасти только ковчег. Пребывание под водой более месяца может гарантировать только специальный бункер с замкнутой системой жизнеобеспечения, наподобие космической станции. В этом бункере должны быть свои оранжереи, дающие не только пищу, но кислород: очистительные станции для воздуха и воды: сельскохозяйственные фермы, и, конечно же, ядерный реактор.   То есть, надо строить маленький подземный город.

Такое сооружение мало кому под силу, да и времени на его строительство уйдет слишком много. К тому же огромные, протяженные бункера имеют один недостаток: плохо переносят сильные землетрясения. Эта особенность обусловлена большой площадью основания, что неминуемо приводит к трещинам полов, обвалам стен и, как следствие – затоплению подземными водами, которые надо откачивать опять-таки на поверхность, где неизвестно что твориться. Да и соседство с ядерным реактором при сильном землетрясении не добавляет оптимизма.

Самыми оптимальными формами бункеров, переносящими сильные землетрясения, являются цилиндр и куб, имеющими в основании круг и квадрат. У американского бункера фирмы Vivos в основании форма звезды, в центре которой круг. Сам же бункер при землетрясении должен работать по принципу «поплавка», и имеет форму стоящего цилиндра.

Кубический бункер тоже хорошо противостоит сейсмическим волнам. Во всяком случае, любой бункер, где соотношения сторон основания и высоты не более 1,0 : 1,5 : 1,7 может считаться сейсмоустойчивым, при правильном армировании монолитного бетона и, особенно, внутренних поперечно-продольных перегородок. Структурно такой бункер должен напоминать кубик Рубика.

Мы не упомянули идеальные сейсмостойкие фигуры, как пирамида и шар; но в нашем конкретном случае, строительство таких убежищ не технологично.

Предлагаем вам две принципиальные схемы кубических подземных бункеров временного пребывания под землей без учета длительного затопления территории. Себестоимость строительства таких бункеров, без учета внутреннего оборудования, порядка $30-35 тысяч.

Размеры планов даны в осях, без привязки стен и перекрытий. Деталировка участков, спецификация арматурных каркасов и перечень специального оборудования (вентиляция, отопление, электрика и пр.) в данной книге не приводятся и являются авторской собственностью разработчика.

Ниже приводятся две схемы подземного бункера: одноярусный, рассчитанный на 4-5 человек, и двухъярусный, рассчитанный на 6-8 человек (в зависимости от количества запасов).

Первый тип бункера имеет удаленный запасный выход и может находиться под домом. В этом случае входной тамбур должен располагаться сбоку от убежища.

Второй тип бункера – отдельно стоящий.

Оборудование жизнеобеспечения для каждого из них рассчитывается отдельно, в зависимости от количества людей. Исходя из расчетной мощности вентилятора принудительной вытяжной вентиляции и систем освещения, подбирается дизельный генератор, и определяются запасы топлива. Твердотопливный котел отопления выбирается исходя из площади помещений и условной внутренней температуры 18-19 С0. Контур отопления лучше заполнить отработанным машинным или веретенным маслом.

Скважина для закачки артезианской воды бурится исходя из условий местности. На обсадную металлическую трубу надевается резиновый шланг. Это позволит избежать возможного полного перелома ствола шахты при землетрясении. Скважина может быть оборудована как ручным, так и электронасосом.

Санузел оборудуется подпольным септиком с задвижкой на магистральной канализационной трубе. Унитаз лучше выбрать прямоточный, без сифона, как в поездах: это сэкономит расход воды. Душевая кабина должна иметь поддон для накопления использованной воды, которая применяется на хознужды.

Бункер имеет входной тамбур с сейфовой металлической дверью шлюзного типа. В тамбуре оборудуется гардеробная для грязной одежды. Хранить ее лучше в шкафах или сундуках. В тамбуре расположены приводы задвижек вентиляционных каналов и камеры со съемными фильтрами. Вторая система герметичных задвижек расположена в бойлерной.

Вход в жилой сектор защищен горизонтальным шлюзовым люком. Люк должен иметь гидродомкрат для поднятия крышки и открываться от стены. Возможна замена люка на шлюзовую дверь. Для этого в тамбуре (1), на месте расположения люка бетонируется дополнительный, переходной тамбур 2000х1500 мм в базе.

Запасный выход закрывается изнутри и снаружи шлюзовыми люками: верхний люк в сейфовом исполнении.

Проходы между помещениями могут иметь двери или оставаться свободными (кроме двери в бойлерную). В любом случае нижний порог внутренних дверных проемов должен быть поднят от бетонного основания на 200-250 мм: этого требуют особенности бетонирования внутренних перегородок.

Все наружные стены и основание бункера сооружаются из бетона марки не ниже М300 толщиной не менее 500мм. Внутренние конструктивные перегородки и перекрытия – толщиной не менее    400 мм. Технические перегородки выполняются из любого материала, лучше необрушаемого, как гипсокартон, ДСП и пр.

Армирование наружных стен, основания и перекрытий выполняются объемными не сварными каркасами из арматуры А3. Армирование конструктивных перегородок выполняются из не сварных каркасов конвертного вида арматурой А2 - А3.

Вертикальный воздуховод армируются арматурной сеткой с ячейкой 40 мм на всем протяжении.

Весь бункер должен иметь трехслойную наружную гидроизоляцию. Гидроизоляция под основанием бункера должна включать стяжку из цементного раствора М150 толщиной 100мм.

Второй тип бункера при желании может быть дооборудован в спец бункер. Тогда его вместимость сократится вдвое.

Вместо жилой комнаты () на нижнем уровне оборудуется бокс регенерации воздуха и очистки воды. Для очистки воды можно использовать малогабаритные очистные станции типа «Надежда», работающие от сети 220 вт или другие аналоги.

Регенерация воздуха - более сложная система. Для того, чтобы очистить воздух в бункере, воздушный поток принудительной  вытяжной вентиляции не выбрасывается в атмосферу, а перенаправляется в бокс очистки.

Система регенерации воздуха технически представляет собой полые емкости (неважно какой формы: бочка, куб, и пр.) заполненные надперекисью калия (К2О4), через который прокачивают загрязненный воздух из помещений с помощью вентилятора. Оставшуюся часть углекислого газа поглощают поглотителями (гидроокись лития).

Надперекись калия в присутствии водяных паров вступает в   реакцию с углекислым   газом и выделяет кислород. На 1 кг кислорода   (суточная норма для человека)   необходимо 3 кг   надперекиси   калия. При этом поглощается 72% углекислого газа, выделяемого человеком за сутки.

Очищенный воздух отправляется по приточным каналам обратно в жилые помещения.

Вторая серьезная задача – вывод отработанных газов от дизельной электростанции.

Если ваш   бункер не подвергся   поверхностному затоплению,   то газы отводятся наружу по вентиляционному каналу, оборудованному вентилятором. В противном случае выбросы отводятся по специальной трубе, герметично соединенной с выхлопной трубой мотора и оборудованной выпускным шариковым клапаном. Давление на открытие клапана регулируется по степени сжатия в камере сгорания двигателя и не должно превышать 30% от давления в цилиндре. То есть, к примеру: при степени сжатия в цилиндре 7,5 кг/см2, открытие клапана должно происходить при давлении 2,15 кг/см2.

В связи с тем, что параметры двигателей различны, точная величина регулировки клапана здесь не приводится.

На поверхности земли условное давление на 1 см2 равно 1 кг, или примерно 0,1 МПа. Под водой каждые 10 метров глубины давление увеличивают на 0,1 МПа.

Но, если вода затопила местность на уровень 100 метров и выше, спросите вы? 10 атмосфер дизельный мотор не продавит.

Это так! Но мы заранее говорили о том, что от нового Потопа можно спастись только на ковчеге.

А как же американский бункер? Ведь его создатели обещали спасение от наводнения. Да, но только на 500 часов, пока будут работать аккумуляторные батареи. Замените все ваше электрооборудование в бункере с 220 вольт на потребителей 36 вольт, рассчитайте электрическую мощность своей автономной системы, закупите нужное количество аккумуляторов, повышающий и понижающий трансформаторы – и спокойно пережидайте Потоп.  

 

Далее: Когда наступит Конец Света?